Пояснительная записка Учебный план среднего общего образования Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Тохорюктинская средняя общеобразовательная школа» является нормативным правовым документом и определяет объѐм учебной нагрузки обучающихся, состав учебных предметов, распределяет учебное время, отводимое на освоение содержания образования по учебным предметам и годам обучения. Учебный план МБОУ «Тохорюктинская средняя общеобразовательная школа» разработан в соответствии со следующими нормативными документами: Федеральный уровень: Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.05.2012№ 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования» (с изменениями и дополнениями); Приказ Министерства просвещения Российской Федерации (Минпросвещения России) от 28 декабря 2018г. №345 «О федеральном перечне учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»; Примерная основная образовательная программа среднего общего образования , одобренная решением Федерального учебно- методического объединения по общему образованию, протокол № 2/16-з от 28.07.2016г. Постановление Главного государственного санитарного врача от 28.09.2020СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»; Региональный уровень: Закон Республики Бурятия от 13.12.2013 г. № 240-V «Об образовании в Республики Бурятия». Закон Республики Бурятия «О языках народов Республики Бурятия» от 10.06.1992г № 221- XII. Устав МБОУ «Тохорюктинская СОШ» Основная образовательная программа среднего общего образования МБОУ «Тохорюктинская средняя общеобразовательная школа» Учебный план реализует основную образовательную программу среднего общего образования МБОУ «Тохорюктинская средняя общеобразовательная школа», определяет состав и объем учебных предметов, курсов, распределение по годам обучения. Учебный план предусматривает изучение обязательных учебных предметов: учебных предметов по выбору из обязательных предметных областей, дополнительных учебных предметов, курсов по выбору и общих для включения во все учебные планы учебных предметов, в том числе на углубленном уровне. Ориентирован на 34 учебные недели по шестидневной учебной неделе. Продолжительность урока 45 минут. Обучение организуется по классно- урочной системе. Максимальная недельная аудиторная нагрузка соответствует требованиям СанПин Классы X XI 6-дневная неделя 37 37 В учебный план 10-11 классы включены следующие предметные области: «Русский язык и литература», «Родной язык и родная литература», «Иностранные языки», «Общественные науки», «Математика и информатика», «Естественные науки», «Физическая культура и основы безопасности жизнедеятельности». Обязательная часть учебного плана реализует универсальный профиль с углубленным изучением двух предметов «Русский язык» и «Математика» на основании выбора предметов участниками образовательного процесса. На предмет «Математика» отводится по 6 часов в неделю, а «Русский язык» - 3 часа в неделю. В предметную область «Русский язык и литература» входят предметы: русский язык (3ч в неделю), литература (3 ч в неделю). Предметная область «Родной язык и родная литература» включает в себя учебные предметы «Родная литература»(2ч в неделю). В предметную область «Иностранные языки» входит английский язык (3ч/нед). В предметную область «Общественные науки» входят предметы: история (2ч/нед), обществознание (2ч/нед), география (1ч/нед) В предметную область «Математика и информатика» включена математика (6ч/нед), информатика (1ч/нед) В предметную область «Физическая культура и основы безопасности жизнедеятельности» входят предметы физическая культура (3ч/нед) и ОБЖ (1ч/нед). В учебном плане 10-11 классов предусмотрено выполнение обучающимися индивидуального проекта (1ч/нед). Индивидуальный проект выполняется обучающимися самостоятельно под руководством учителя по выбранной теме в рамках одного или нескольких изучаемых учебных предметов, курсов в любой области деятельности: познавательной, практической, учебно-исследовательской, социальной, художественнотворческой, иной. Индивидуальный проект выполняется обучающимися в течение одного года в рамках учебного времени, отведенного учебным планом. Часть учебного план, формируемая участниками образовательных отношений в 10-11 классах используется для увеличения количества часов, отведенных на изучение базовых учебных предметов федерального государственного образовательного стандарта, учебных программ, с целью создания условий для достижения более высокого качества обученности и усвоения государственных образовательных стандартов, с целью расширения возможностей обучающихся получить подготовку для сдачи единого государственного экзамена, и представлен следующими предметами: Химия –1 час в неделю с целью развития системы химических знаний и умений, повышение химической грамотности обучающихся непрофильного уровня. Биология – 1 час в неделю с целью обеспечения функциональной грамотности. География – 1 час в неделю в 10 классе. Финансовая грамотность – 1 час в 10-11 классах с целью социализации учащихся. Русский язык – 1 час в неделю с целью расширения возможностей обучающихся получить подготовку для сдачи единого государственного экзамена УЧЕБНЫЙ ПЛАН (6- дневная) МБОУ «Тохорюктинская средняя общеобразовательная школа» с родным (бурятским) языком обучения ФГОС СРЕДНЕЕ ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ (6 дневная неделя) Предметные области Учебные предметы Уровень Колизучения во часов Обязательная часть Русский язык Русский язык и литература Литература Родной язык и родная Родная литература (бурятская литература литература) Иностранные языки Общественные науки Английский язык История Обществознание География Математика и Математика: алгебра и начала информатика математического анализа, геометрия Информатика Естественные науки Биология Физика Химия Астрономия Физическая культура и Физическая культура основы безопасности ОБЖ жизнедеятельности Индивидуальный проект Предметы и курсы по выбору Элективные курсы Русский язык Химия Биология Финансовая грамотность Шахматы Итого 10 класс 11 класс У Б Б 210 210 140 3 3 2 3 3 2 Б 210 140 140 70 420 3 3 2 2 6 6 70 70 140 70 35 175 70 1 1 2 1 2 1 1 1 2 1 1 3 1 70 1 1 Эк 70 1 1 Эк Эк Эк Эк 70 70 70 70 1 1 1 1 37 1 1 1 1 37 Б Б Б У Б Б Б Б Б Б Б 2 2 2 Годовой календарный учебный график на 2021-2022 учебный год Дата начала учебного года -1 сентября 2021 года. Продолжительность учебного года: 10-11 классы -34 недели. Окончание учебного года: 10 класс- 28 мая 2022 г. 11 класс – в соответствии с расписанием ЕГЭ 1 четверть -1.09.2021 по 24.10.2021г. (8 недель) Каникулы с 25.10.2021- 31.10.2021 2 четверть с 1.11.2021- 26.12.2021 (7 недель) Каникулы зимние с 27.12 по 09.01.2022 3 четверть с 10.01.2022по 19.03.2022 (10 недель), дополнительные каникулы для 1 класса с 14.02.2022 по 20.02.2022г. Каникулы весенние с 21.03 по 27.03.2022 4 четверть 28.03.2022 по 28.05.2022 г.(9 недель) Каникулы летние с.29.05.2022 по 31.08.2022 г. Продолжительность урока – 45 минут, в соответствии с СанПин и Уставом школы. Режим работы :шестидневная рабочая неделя для 5- 9 классов. В соответствии с Положением о промежуточной и итоговой аттестации обучающихся МБОУ «Тохорюктинская СОШ» в 2021-2022 учебном году промежуточная аттестация будет проводиться с целью оценки качества освоения обучающимися части содержания полугодовое оценивание - текущая аттестация и всего объема учебной дисциплины за учебный год - годовая аттестация. Промежуточная аттестация проводится по всем предметам учебного плана в форме годовой оценки, которая выставляется как среднее арифметическое (по правилу математического округления) полугодовых отметок с учѐтом административных контрольных работ, проведенных по итогам учебного года (при условии их проведения), и выставляется в классные журналы. Фиксация результатов промежуточной аттестации осуществляется по пятибалльной системе. Промежуточная (текущая) аттестация по всем учебным предметам - по полугодиям; Отметка учащихся за полугодие выставляется на основе результатов текущего контроля знаний. Для объективной аттестации обучающихся за полугодие необходимо наличие не менее трех отметок (при учебной нагрузке 1-2 часа в неделю) и более трех (при учебной нагрузке более 2 часов в неделю). Промежуточная (годовая) аттестация включает в себя: • итоговые письменные контрольные работы по всем предметам учебного плана; • сдачу нормативов по физической культуре в сроки, установленные педагогическим советом на текущий учебный год. Промежуточная и итоговая аттестация обучающихся в 2021-2022 учебном году Промежуточная итоговая аттестация проводится в сроки, определяемые приказами ОО. Оценки по предметам, дисциплинам за учебный период выставляется за 2 дня до его окончания. В 10-11 классах промежуточная аттестация осуществляется каждое полугодие и год. Годовая аттестация проводится по окончанию учебного года в форме выставления годовых отметок за весь курс обучения на основании промежуточных аттестации. В соответствии с Положением о формах, периодичности, порядке текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся по предметам, по которым не предусмотрены аттестационные испытания, результатом промежуточной аттестации является годовая отметка. 1011 1. Русский язык 2. Литература 3. Иностранный язык 4. Математика 5. Информатика и ИКТ 6. Биология 7. История 8. Обществознание 9. География 10. Физика 11. Химия 12.Физическая культура Письменные контрольные работы В конце учебного года Сдача нормативов План внеурочной деятельности в рамках реализации ФГОС СОО на 2021-2022 учебный год План внеурочной деятельности обеспечивает введение в действие и реализацию требований ФГОС СОО и определяет общий и максимальный объем нагрузки обучающихся в рамках внеурочной деятельности, ее состав и структуру направлений. План составлен с целью дальнейшего совершенствования образовательного процесса, повышения результативности обучения, обеспечения вариативности образовательного процесса, сохранения единого образовательного пространства, а также выполнения гигиенических требований к условиям обучения школьников и сохранения их здоровья. В организации внеурочной деятельности, а также в ее реализации принимают участие педагогические работники школы: учителя-предметники, социальный педагог, педагог-психолог, классный руководитель. Внеурочная деятельность опирается на содержание среднего общего образования, интегрирует с ним, что позволяет сблизить процессы воспитания, обучения и развития, решая тем самым одну из наиболее сложных проблем современной педагогики. В процессе совместной творческой деятельности учителя и обучающегося происходит становление личности ребенка. Целью внеурочной деятельности в школе является создание условий для самоопределения, самовыражения учащихся, проявления и развития их творческих способностей, воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье, формирование здорового образа жизни. Внеурочная деятельность решает следующие задачи: • создать комфортные условия для позитивного восприятия ценностей основного образования и более успешного освоения его содержания; • способствовать осуществлению воспитания благодаря включению детей в личностно значимые творческие виды деятельности, в процессе которых формируются нравственные, духовные и культурные ценности подрастающего поколения; • ориентировать обучающихся, проявляющих особый интерес к тем или иным видам деятельности, на развитие своих способностей. При организации внеурочной деятельности учащихся используются возможности учреждений дополнительного образования, культуры, спорта и других организаций. В период каникул для продолжения внеурочной деятельности могут использоваться возможности летних оздоровительных лагерей, тематических лагерных смен. Внеурочная деятельность организуется по направления развития личности: • духовно-нравственное; • физкультурно-спортивное; • социальное; • общеинтеллектуальное; • общекультурное. Содержание занятий, предусмотренных во внеурочной деятельности, реализуется в таких формах как: • кружки; • олимпиады; • экскурсии; • соревнования; • секции; • конференции; • турниры; • конкурсы; • библиотечные уроки; • беседы; • игра; • разработка проектов; • участие и подготовка к мероприятиям и др. В период каникул для продолжения внеурочной деятельности используются возможности учреждений дополнительного образования. Реализация курсов внеурочной деятельности проводится без балльного оценивания результатов освоения курса. Текущий контроль за посещением занятий внеурочной деятельности обучающимися класса осуществляется классным руководителем. План реализует индивидуальный подход в процессе внеурочной деятельности, позволяя учащимся раскрыть свои творческие способности и интересы. Планируемые результаты внеурочной деятельности. Внеурочная деятельность направлена, в первую очередь, на достижение планируемых результатов освоения соответствующей основной образовательной программы школы. Основные результаты реализации программы внеурочной деятельности обучающихся оцениваются в рамках мониторинговых процедур школы, предусматривающих изучение сформированности познавательного, коммуникативного, нравственного, эстетического потенциала личности (результаты олимпиад, защиты проектов, анкеты) Показатели деятельности педагогов по реализации модели внеурочной деятельности: 1. Результаты промежуточной и итоговой аттестации обучающихся (итоги учебного года); 2. Проектная деятельность обучающихся; 3. Участие обучающихся в выставках, конкурсах, проектах, соревнованиях ит.п.; 4. Количество обучающихся, задействованных в общешкольных и внешкольных мероприятиях; 5. Посещаемость занятий, курсов; 6. Наличие благодарностей, грамот; 7. Наличие рабочей программы курса внеурочной деятельности и ее соответствие предъявляемым требованиям; 8. Ведение аналитической деятельности своей внеурочной работы с обучающимися (отслеживание результатов, коррекция своей деятельности); 9. Применение современных технологий, обеспечивающих индивидуализацию обучения; 10. Презентация опыта на различных уровнях. Реализуемые направления: ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ НАПРАВЛЕНИЕ Целесообразность названного направления заключается в обеспечении духовнонравственного развития учащихся в единстве урочной, внеурочной и внешкольной деятельности, в совместной педагогической работе образовательного учреждения, семьи и других институтов общества. Основные задачи: • формирование способности к духовному развитию, реализации творческого потенциала в учебно-игровой, предметно-продуктивной, социально ориентированной деятельности на основе нравственных установок и моральных норм, непрерывного образования, самовоспитания и универсальной духовнонравственной компетенции–«становиться лучше»; • укрепление нравственности – основанной на свободе воли и духовных отечественных традициях, внутренней установки личности школьника поступать согласно своей совести; • формирование основ морали – осознанной учащимся необходимости определенного поведения, обусловленного принятыми в обществе представлениями о добре и зле, должном и недопустимом; укрепление у младшего школьника позитивной нравственной самооценки и самоуважения, жизненного оптимизма; • принятие учащимся базовых общенациональных ценностей; • развитие трудолюбия, способности к преодолению трудностей; • формирование основ российской гражданской идентичности; • пробуждение веры в Россию, чувства личной ответственности за Отечество; • формирование патриотизма и гражданской солидарности; • развитие навыков организации и осуществления сотрудничества с педагогами, сверстниками, родителями, старшими детьми в решении общих проблем. • По итогам работы в данном направлении проводятся акции, «флэш-мобы» концерты, экскурсии, походы, выставки, традиционные школьные. ОБЩЕИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ Целесообразность названного направления заключается в обеспечении достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего и основного общего образования. Основными задачами являются: • формирование навыков научно-интеллектуального труда; • развитие культуры логического и алгоритмического мышления, воображения; • получение опыта практической преобразовательной деятельности; • овладение навыками универсальных учебных действий у учащихся на ступени среднего общего образования. Данное направление реализуется программами: «Решение олимпиадных задач», «Английский с увлечением», «Уроки словесности», «За страницами учебника обществознание», «Решение олимпиадных задач по информатике» и др. По итогам работы в данном направлении проводятся публичные выступления, защита проектов, участие в предметных олимпиадах школьного и муниципального уровня, предметных неделях, предметных конкурсах, интеллектуальных марафонах. ОБЩЕКУЛЬТУРНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ Целесообразность данного направления заключается в воспитании способности к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию, формированию ценностных ориентаций, развитие обшей культуры, знакомство с общечеловеческими ценностями мировой культуры, духовными ценностями отечественной культуры, нравственно этическими ценностями многонационального народа России и народов других стран. Основными задачами являются: • формирование ценностных ориентаций общечеловеческого содержания; • становление активной жизненной позиции; • воспитание основ правовой, эстетической, физической и экологической культуры. Данное направление реализуется занятиями через посещения учреждений культуры, участие в фестивалях, выставках, концертах на уровне школы, села. СПОРТИВНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ Целесообразность данного направления заключается в формировании знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического, психологического и социального здоровья учащихся на ступени основного общего образования как одной из ценностных составляющих, способствующих познавательному и эмоциональному развитию ребенка, достижению планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования. Основные задачи: - формирование культуры здорового и безопасного образа жизни; - использование оптимальных двигательных режимов для детей с учетом их возрастных, психологических и иных особенностей; - развитие потребности в занятиях физической культурой и спортом. Данное направление реализуется занятиями через участие в спортивнооздоровительной деятельности. По итогам работы в данном направлении проводятся спортивные соревнования, дни здоровья. СОЦИАЛЬНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ Целесообразность названного направления заключается в активизации внутренних резервов учащихся, способствующих успешному освоению нового социального опыта на ступени основного общего образования, в формировании социальных, коммуникативных и конфликтологических компетенций, необходимых для эффективного взаимодействия в социуме. Основными задачами являются: - формирование психологической культуры и коммуникативной компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме; - формирование способности учащегося сознательно выстраивать и оценивать отношения в социуме; - становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций; - формирование основы культуры межэтнического общения; - формирование отношения к семье как к основе российского общества; - воспитание у школьников почтительного отношения к родителям, осознанного, заботливого отношения к старшему поколению. По итогам работы в данном направлении проводятся конкурсы, защиты проектов, дни открытых дверей. Таким образом, план внеурочной деятельности на учебный год создаѐт условия для повышения качества образования, обеспечивает развитие личности учащихся, способствует самоопределению учащихся в выборе профиля обучения с учетом возможностей педагогического коллектива. План реализует индивидуальный подход в процессе внеурочной деятельности, позволяя учащимся раскрыть свои творческие способности и интересы. Социокультурное взаимодействие школы Учреждения дополнительного образования и культуры ДЮЦ Формы взаимодействия Программы дополнительного образования технической, естественнонаучной и художественной направленности, научно-практические конференции, исследовательская работа, проектная работа, профориентационная работа ДЮСШ Программы дополнительного образования технической, естественнонаучной и художественной направленности, научнопрактические конференции, исследовательская работа, проектная работа, профориентационная работа ВСГУТУ, БГУ, ССУЗы Предметные олимпиады, научно-практические конференции, профориентация РБ Сотрудничество с организациями профилактики Сотрудничество с ГИБДД в рамках акции, беседы, совместные мероприятия, профилактической работы конкурсы, совместная побезопасностидвижения профилактическаяработа Сотрудничество с КДН и ЗП рамках совместная профилактическая работа по профилактической работы правонарушениям поправонарушениям. План внеурочной деятельности Направления Духовно нравственное Социальное Общеинтеллектуальн ое Спортивно оздоровительное Общекультурное Формы организации 10 класс 1 11 класс 1 Твоя профессиональная карьера Дархан 1 1 1 1 Основы здорового образа жизни 1 1 Этика и психология семейной жизни Всего 1 5 1 5 Дорогою добра