Программа интерактивн

Министерство просвещения
Российской Федерации
Федеральное государственное
бюджетное учреждение
«Центр защиты прав и интересов детей»

Дополнительная общеразвивающая программа
интерактивных занятий для детей, подростков и молодежи
по вопросам ненасильственных методов
разрешения споров и конфликтов
«Курс юного переговорщика»

Москва 2021

Программа – 07

2

Оглавление
1.

Актуальность ............................................................................................................... 3

2.

Нормативно-правовое основание программы .......................................................... 3

3.

Формат и режим занятий ............................................................................................ 4

4.

Требования к преподавателю ..................................................................................... 4

5.

Описание цели и задач программы............................................................................ 4

6.

Ожидаемые результаты и способы определения их результативности ................. 5

7.

Научно-методологические основания программы................................................... 6

8.

Учебно-тематический план ........................................................................................ 6

9.

Содержание занятий.................................................................................................... 7

10. Условия реализации программы .............................................................................. 19
11. Список литературы ................................................................................................... 19

Программа – 07

3

1. Актуальность
Современное

общество

остро

нуждается

в

способности

граждан

конструктивно взаимодействовать. Для этого необходимо развивать социальный
интеллект, менталитет сотрудничества, социального партнерства. Обучение детей,
подростков и молодежи ненасильственным методам взаимодействия с другими
способствует решению этих задач, закладывая основу воспитания будущих
поколений, опирающихся на гуманистические ценности, ставящих человеческую
жизнь, благополучие и гармоничное развитие личности, позитивное общественное
взаимодействие на первое место.
Знакомство и обучение детей, подростков и молодежи медиативному
и восстановительному подходам позволяет повысить уровень правосознания
и

морально-нравственного

развития;

учит

конструктивному

общению,

самоуважению; формирует с учетом возрастных особенностей активную жизненную
позицию и умение принимать на себя ответственность; учит сопереживанию,
умению понять, простить другого, проявлять эмпатию к окружающим.
Дополнительная

общеразвивающая

программа

интерактивных

занятий

для детей, подростков и молодежи по вопросам ненасильственных методов
разрешения споров и конфликтов «Курс юного переговорщика» разработана
ФГБУ «Центр защиты прав и интересов детей» в соответствии с пунктом 1
(II полугодие) плана работы Координационного Совета при Правительстве
Российской

Федерации

по

реализации

Национальной

стратегии

действий

в интересах женщин на 2017 – 2022 годы на 2020 год, утвержденного Заместителем
Председателя

Правительства

Российской

Федерации,

председателем

Координационного Совета при Правительстве Российской Федерации по реализации
Национальной стратегии действий в интересах женщин на 2017 – 2022 годы
Т.А. Голиковой от 12 февраля 2020 г. № 1130п-П12.
2. Нормативно-правовое основание программы
– Конвенция о правах ребенка;
– Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании
в Российской Федерации»;
– Федеральный закон от 27 июля 2010 г. № 193-ФЗ «Об альтернативной
процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)»;
Программа – 07

4

– Межведомственный

план

комплексных

мероприятий

по

реализации

Концепции развития сети служб медиации в целях реализации восстановительного
правосудия в отношении детей, в том числе совершивших общественно опасные
деяния, но не достигших возраста, с которого наступает уголовная ответственность
в

Российской

Федерации,

до

2025

года,

утвержденный

протоколом

Правительственной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав
от 25 сентября 2019 г. № 23;
– Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г.
№ 996-р «Об утверждении Стратегии развития воспитания в Российской Федерации
на период до 2025 года»;
– Распоряжение Правительства Российской Федерации от 23 января 2021 г.
№ 122-р «Об утверждении плана основных мероприятий, проводимых в рамках
Десятилетия детства, на период до 2027 года».
3. Формат и режим занятий
Программа

интерактивных

занятий

«Курс

юного

переговорщика»

предназначена для детей, подростков и молодежи возрастной категории 12 – 17 лет.
Формат занятий – групповой. Наполняемость группы – не более 15 человек (набор
осуществляется без предварительного отбора, по желанию и интересу учащегося).
Программа состоит из 3 модулей по 6 ак. ч. (3 занятия по 2 ак. ч.). Модули
программы

реализуются

последовательно,

режим

занятий

определяется

возможностями преподавателя и образовательной организации.
4. Требования к преподавателю
Требования к уровню преподавателя, реализующего данную программу:
педагогическое образование (среднее профессиональное/высшее), повышение
квалификации / профессиональная переподготовка по вопросам медиации.
5. Описание цели и задач программы
Цель программы
Овладение умениями и приобретение первоначальных навыков разрешения
спорных и конфликтных ситуаций с использованием техник и инструментов
медиации.
Программа – 07

5

Задачи программы
Обучающие:
– сформировать целостное представление о природе конфликтов, научиться
систематизировать и анализировать причины их возникновения;
– сформировать умения разрешать конфликтные ситуации применяя техники
и инструменты медиации;
– сформировать навыки социокультурной компетенции.
Развивающие:
– развивать

психологическую

готовность

и

умение

ориентироваться

в особенностях конфликтных процессов в современных условиях;
– развивать способность понимать и регулировать собственное эмоциональное
состояние;
– развивать способность к аналитическому мышлению, навыки работы
в группе сверстников.
Воспитательные:
– воспитание социально ценных отношений и переживаний в сообществе;
– сплочение коллектива;
– развитие самооценки ребенка;
– развитие позиции активной ответственности.
6. Ожидаемые результаты и способы определения
их результативности
По окончании срока реализации программы обучающиеся будут иметь
представление:
– о природе конфликтов и способах их регулирования;
– о медиации как методе урегулирования споров;
– об особенностях медиативного и восстановительного подходах;
– о целях и технологии проведения Круга сообщества (далее – Круг).
По окончании срока реализации программы обучающиеся будут знать:
– способы разрешения конфликтных ситуаций;
– принципы медиации;
– показания к применению медиативного и восстановительного подходов.
По окончании срока реализации программы обучающиеся будут владеть:
Программа – 07

6

– основными инструментами медиации;
– навыками построения конструктивного диалога со сверстниками;
– способностью понимать и принимать позицию активной ответственности.
Уровень

усвоения

соответствующими

обучающимися

критериями

с учетом

программы

определяется

индивидуальных

и

возрастных

особенностей каждого ребёнка.
Итоговый контроль осуществляется в форме опроса по темам программы.
7. Научно-методологические основания программы
Программа строится на идеях гуманистической психологии А.Маслоу,
К.Роджерса, с учетом возрастных особенностей (Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин)
и базовых потребностей ребенка (В.Сухомлинский, Ш.А. Амонашвили). Согласно
подходу

гуманистической

психологии

ребенок – субъект,

автор,

активно

работающий над развитием самого себя, своей личности и сам несущий
ответственность

за

это

самостановление.

Задачи

программы – помочь

в самореализации, в раскрытии личностного потенциала, в принятии и освоении
собственной свободы и ответственности за жизненные выборы.
Методологическую

основу

программы

составляет

метод

«школьная

медиация», разработанный АНО «Научно-методический центр медиации и права»,
восстановительная медиация (Р.Р. Максудов), теории К.Томаса, Р.Килманна,
Х.Бесемера, Т.Гордона.
8. Учебно-тематический план
Название модулей, тем

Количество часов
Всего

Теория

Практика

Модуль 1. Правила и способы успешной
коммуникации
Занятие 1. Принципы конструктивного
взаимодействия
Занятие 2. Эмоции и чувства

6

2

4

2

0,5

1,5

2

0,5

1,5

Занятие 3. Технологии ненасильственного
общения
Модуль 2. Конфликт и медиация

2

1

1

6

2

4

Занятие 1. Понятие конфликта

2

0,5

1,5

Программа – 07

7

Занятие 2. Как разрешаются конфликты

2

-

2

Занятие 3. Медиация

2

1,5

0,5

Модуль 3. Восстановительный и
медиативный подходы
Занятие 1. Восстановительный подход

6

1

5

2

0,5

1,5

Занятие 2. Медиативный подход

2

0,5

1,5

Занятие 3. Круг

2

-

2

Всего

18
9. Содержание занятий
Модуль 1. Правила и способы успешной коммуникации
Занятие 1. Принципы конструктивного взаимодействия

1. Представление ведущего/команды ведущих.
2. Знакомство с ребятами:
– Назовите свое имя.
– Расскажите, откуда вы узнали о таких занятиях.
– Какие у вас ожидания от предстоящего занятия?
3. Телесно-ориентированная практика. Разминка «Знакомство».
Цель:
Кратко смоделировать подход, в котором предлагается взаимодействовать,
основываясь на принципах комфорта и устойчивости, отсутствия правильных
или неправильных ответов и присутствия, легитимизации своих аутентичных
способов учиться и общаться.
Содержание:
Поздороваться и познакомиться с как можно большим количеством
присутствующих на занятии. Время выполнения упражнения – 10 секунд.
4. Принципы конструктивного взаимодействия/общения в формате группового
обсуждения.
Принципы, на основе которых проводятся все занятия – это принципы
медиации

и

медиативного

подхода:

добровольность,

конфиденциальность,

нейтральность ведущего, равноправие, открытость, уважение, сотрудничество:
– Устойчивость и комфорт как позиция, из которой предлагается участвовать
как во встрече, так и в выстраивании отношений в целом, в общении друг с другом.
– Далее в диалоге с группой ведущие договариваются о том, что важно
Программа – 07

8

реализовывать в отношениях друг с другом – принципы медиативного подхода
как ненасильственные и актуальные для ребят ценности, которые часто созвучны
друг другу.
– Определение правил, рамок и границ – это то, чего не нужно делать,
то есть каких действий не совершать для того, чтобы было возможно уважение,
доверие, сотрудничество, добровольность, ответственность.
– Определение способов – какие действия можно совершать для реализации
этих принципов.
5. Реализация принципов:
– «Как мы будем реализовывать эти принципы?» – чего нужно не делать,
чтобы эти принципы были возможны, и что нужно делать вместо этого?
– Обсуждение и выход на то, что ответом на вопрос «Как?» будут правила
(чего не делать) и способы (что делать вместо этого).
6. Разработка правил группы.
7. Обратная связь.
Занятие 2. Эмоции и чувства
1. Приветствие от ведущего/команды ведущих.
2. Приветствие ребят:
– Расскажите, как настроение.
– Расскажите о впечатлениях после прошлого занятия.
– Какие у вас ожидания от занятия?
3. Упражнение на внимание.
Цель:
Тренировка наблюдательности, внимания, способности замечать детали.
Содержание:
Все свободно

перемещаются

по

аудитории.

Ведущий

останавливает

кого-либо из участников и просит описать одежду/обувь/внешность другого
участника, которого первый не видит. После этого все продолжают передвигаться.
Ведущий останавливает еще 4 – 5 участников с тем же заданием.
После разминки проводится обратная связь, участники делятся своими
ощущениями.
4. Эмоции и чувства.
Программа – 07

9

Цель:
Формирование понимания своих чувств, эмоций, состояний, связанных
с трудными ситуациями. Рассматриваем ситуацию конфликта ученика и учителя
в школе. Обсуждение по вопросам:
– Были в вашей жизни такие ситуации? Поделитесь.
– Какое влияние оказывает такая ситуация на всех ее участников (включая
меня)?
– Где

в

теле

проявляются

чувства,

которые

мы

называем «гнев»,

«волнение», «смущение», «радость» и т. д.?
– Как эти эмоции можно описать и назвать?
– Что помогает справляться с трудными ситуациями?
– Какие умения общаться ненасильственно в трудных ситуациях уже есть?
5. Способы решения конфликтной ситуации.
Групповая дискуссия по выбору способа решения ситуации с учетом
правил и способов конструктивного взаимодействия / общения, обсуждаемых
на прошлом занятии.
6. Обратная связь.
Занятие 3. Технологии ненасильственного общения
1. Приветствие от ведущего / команды ведущих.
2. Приветствие ребят:
– Расскажите, как настроение.
– Расскажите о впечатлениях после прошлого занятия.
– Какие у вас ожидания от занятия?
3. Упражнение на принятие.
Цель:
Содействовать формированию принятия участниками друг друга.
Содержание:
Участники располагаются по кругу на стульях. Один стул свободный.
Участник, сидящий справа от свободного стула, произносит фразу: «Слева от меня
место свободно – пусть сядет на него… не кто угодно, а … (имя участника)».
После упражнения проводится обратная связь, участники делятся своими
ощущениями.
Программа – 07

10

4. Технологии ненасильственного общения.
Ненасильственное общение – это стратегия общения, которая помогает
нам сопереживать, слышать глубинные потребности – свои и других. Смысл
ненасильственного общения в том, чтобы заменить привычные модели поведения
и свести защитные агрессивные реакции к минимуму. Ведь иногда ответ идет
автоматически, и отвечающий не задумывается, что на самом деле стоит за словами.
Техника «Центрирования» как способ «подумать, прежде чем сделать
или сказать что-то». Поддержка «принципа наделения силой»: необходимо сделать
видимым, что ребята уже умеют делать и делают в области общения и разрешения
конфликтов, их актуальные навыки и умения.
Для выполнения техники необходимо удерживание во внимании 5 точек:
1. Ступни ног – как опора.
2. Расслабить живот – спокойствие.
3. Опустить плечи – расслабление.
4. Расслабить челюсть.
5. Макушка головы – потянуть вверх. Удерживать состояние 10 секунд.

Техника «Я-сообщение» как способ сказать другим о своих чувствах
и потребностях.
Чтобы достичь желания отдавать от сердца, нужно сфокусироваться
на четырех компонентах метода (инструмента):
– наблюдение (факты);
– чувства, которые появляются во время наблюдения за этими действиями;
– потребности, которые связаны с чувствами;
– конкретная просьба, пожелание в адрес другого по изменению ситуации
(фактов).
Составить «Я-сообщение» для следующих ситуаций:
– Вы ехали на велосипеде, и в вас врезался другой.
– Вы заходите в школу, а идущий впереди ученик не придерживает дверь,
и она летит в вас.
– Вы собираетесь вечером в гости к другу, а родители вас не отпускают,
мотивируя тем, что не выполнены уроки.
– На уроке в школе учитель объясняет новую тему, но вы не успеваете
записывать, не понимаете и начинаете злиться.

Программа – 07

11

5. Подведение итогов модуля 1. Обратная связь от ведущих и участников.
Модуль 2. Конфликт и медиация
Занятие 1. Понятие конфликта
1. Приветствие от ведущего / команды ведущих.
2. Приветствие ребят:
– Расскажите, как настроение.
– Расскажите о впечатлениях после прошлого занятия.
– Какие у вас ожидания от занятия?
3. Игра «Поменяйтесь местами те, кто…».
Цель:
Уметь замечать и помнить, что все в чем-то разные, а чем-то похожи
и для того, чтобы игра продолжилась по правилам, нужно помнить о правилах
(то есть о том, чего не нужно делать) и осознать, какими признаками
ты обладаешь, и озвучить один из них, переключиться на необходимость найти
пустой стул и занять его.
Содержание:
Все участники сидят в круге, один участник, ведущий в центре круга,
дает задание: «Поменяйтесь местами те, кто…». Задания даются по следующей
логике – от предметной области к чувственной и ценностной. Во время выполнения
задания ведущий старается уйти из круга и занять чье-либо место. Таким образом,
ведущие меняются.
Обсуждение:
Когда

ты

оказываешься

ведущим

в

центре

круга – это

своего

рода стрессовая ситуация. Что помогает с ней справляться и что помогает
продолжать проявлять уважение к процессу?
4. Конфликт.
Понятие

конфликта.

Просмотр

и

анализ

видеосюжета

(https://www.youtube.com/watch?v=ycDaKYywUA4).
Дискуссия «Конструктивная и деструктивная роли конфликтов».
5. Обратная связь.

Программа – 07

«Мост»

12

Занятие 2. Как разрешаются конфликты
1. Приветствие от ведущего/команды ведущих.
2. Приветствие ребят:
– Расскажите, как настроение.
– Расскажите о впечатлениях после прошлого занятия.
– Какие у вас ожидания от занятия?
3. Сценка «Как обычно разрешается конфликт».
Ведущий предлагает участникам разделиться на мини-группы. Затем каждой
группе предлагает выбрать один из видов типичных конфликтов:
– подросток – взрослый;
– взрослый – взрослый;
– подросток – подросток.
Разыграть сценку о том, как обычно разрешаются конфликтные ситуации.
На подготовку сценок дается около 15 минут. Затем все группы разыгрывают
свои миниатюры. После этого ведущий проводит обсуждение.
4. Обратная связь.
Занятие 3. Медиация
1. Приветствие от ведущего / команды ведущих.
2. Приветствие ребят:
– Расскажите, как настроение.
– Расскажите о впечатлениях после прошлого занятия.
– Какие у вас ожидания от занятия?
3. Знакомство в парах.
Упражнение включает 3 части. Оно предполагает:
– углубленное

знакомство

участников

друг

с

другом:

расскажите

друг другу, что вы любите делать и что у вас получается очень хорошо;
– исследование и осмысление принципов «уважение» и «сотрудничество»:
расскажите

на

группу

о

вашем

собеседнике,

к нему и его информации;
– обратная связь по вопросам:
– Какие у вас были ощущения, когда вы рассказывали?

Программа – 07

сохраняя

уважение

13

– Какие у вас были ощущения, когда вы слушали?
– Что вы испытывали, ощущали?
– Что помогало проявлять уважение?
– В чем вы замечали проявления уважения?
– Что помогало справляться с волнением или смущением, если таковое
возникало, и восстанавливать свои устойчивость и комфорт?
4. Краткое введение в тему «Медиация». Основные понятия.
Определение

понятия

«медиация».

Определение

понятия

«медиатор».

Принципы медиации. Медиативные и восстановительные технологии в школе.
Прояснение

интересов

сторон.

Вопросы

«Почему?»

и

«Зачем?».

Модель

«Айсберг» – движение от позиций сторон к их потребностям и истинным целям.
Создание безопасного и комфортного пространства для беседы и необходимые
условия для этого.
5. Подведение итогов модуля 2. Обратная связь от ведущих и участников.
Модуль 3. Восстановительный и медиативный подходы
Занятие 1. Восстановительный подход.
1. Приветствие от ведущего / команды ведущих
2. Приветствие ребят:
– Расскажите, как настроение.
– Расскажите о впечатлениях после прошлого занятия.
– Какие у вас ожидания от занятия?
3. Игра «Сбереги товарища – убеги к товарищу».
Ведущий просит группу разделиться на 2 части. Поставить стулья для одной
из подгрупп в круг. Один стул должен остаться пустым. Вторая подгруппа должна
быть такой, чтобы каждый ее участник встал за спиной у сидящего на стуле.
У одного из стоящих стул должен остаться пустым (в игре принимает участие
нечетное количество участников, остальные, лучше всего, чтобы они были из числа
ведущих, – не участвуют).
Правила игры:
Стоящий за пустым стулом участник (один из «сторожей») должен
подмигнуть любому игроку, сидящему на стуле. Тот должен быстро пересесть
на пустой стул. Задача «сторожа» того игрока, которому подмигнул водящий, –

Программа – 07

14

деликатно и уважительно удержать за плечи своего игрока (после прикосновения
сидящий не может пересаживаться и должен ждать следующего подмигивания).
На этом этапе все «сторожа» могут смотреть, куда хотят, – в том числе следить
за подмигиваниями водящего.
Далее проводится обсуждение.
4. Краткое введение в тему «Восстановительный подход».
Что такое дружественное детям правосудие. Определение восстановительного
подхода, его роль и значение в работе медиатора.
Участникам предлагается ситуация для разбора:
Ваня и Сережа учатся в параллельных классах. У Сережи класс гимназический
(более сложная программа, отбор детей, тестирование), Ваня – в обычном классе
(там учатся те, кто не прошел в гимназический, программа проще).
У Вани сложная ситуация дома, он иногда живет у бабушки, однако мальчик
он душевный, отзывчивый, но вспыльчивый. Физически хорошо развит.
Сережа – уверенный в себе, более спокойный, но холодноват. Он поможет,
если попросят, но сам инициативу не проявит. Учится хорошо.
Позиция Вани: Я бежал по лестнице из спортзала после урока физкультуры.
Внизу стояли ребята из параллельного (7А) класса. Сережа поставил мне подножку,
я упал и очень сильно ушибся. Все начали смеяться, а я ударил Сережу
за его «шуточки».
Позиция Сережи: Мы стояли с ребятами около лестницы, ведущей в спортзал
на 2 этаж, шутили, смеялись. Ребята из параллельного класса, у которых закончился
урок, стали спускаться вниз. Ваня бежал быстро, и я решил его «притормозить» –
подставил ножку. Я думал, что он чуть запнется, все посмеемся, и он побежит
дальше. Но он запнулся, упал и очень ушибся. Ребята засмеялись, а я испугался,
подошел к нему, хотел помочь, а он со всего размаха ударил меня.
Проведение восстановительной беседы по плану:
1. Установление контакта:
– Расскажи пожалуйста, что случилось? Расспросить в подробностях именно
то, что можно было бы заметить на уровне действий, а не интерпретаций.
– Кто мог бы быть заинтересован в том, чтобы все исправилось, и ситуация
разрешилась?
2. Определение проблемы (и отделение ее от человека):

Программа – 07

15

– Какое участие ты в этом принимал?
– Что ты делал хорошо в этой ситуации?
– Что бы ты мог или хотел сделать по-другому в этой ситуации?
– Как бы ты назвал ситуацию или ту сложность, которая проявилась в этой
ситуации?

(Запишите

это

название

в

форме

существительного

имени

нарицательного.)
3. Обсуждение последствий:
– Как ты чувствуешь себя в связи с этим?
– Как «это…» (название, прозвучавшее на предыдущем этапе) вынудило
тебя себя чувствовать? Какие мысли «это…» у тебя вызвало?
– Что «это…» заставило тебя делать?
– Как «это…» повлияло на твои отношения с другими людьми?
– Как «это…» повлияло на других людей? На их чувства? На их мысли?
4. Обсуждение нанесенного вреда:
Резюме о том, как «это…» повлияло на тебя и других. Как ты к этому
относишься? Доволен ли ты этим? Справедливо ли это? С чем важным
для тебя это связано?
5. Составление плана:
– Считаешь

ли

ты,

что

ситуация

должна

быть

разрешена

как-то? Если да, то зачем, ради чего ее разрешать?
– Были ли моменты, когда ты уже справлялся или участвовал в разрешении
подобных ситуаций, сложностей?
– Пострадавшей стороне: если бы была возможность исправить ситуацию,
что было бы тебе для этого необходимо?
– Обидчику: что нужно сделать для того, чтобы все были уверены,
что ситуация не повторится?
1. Как тебе кажется, что может сделать каждый участник ситуации, чтобы
исправить ситуацию? Когда и где это может быть сделано?
2. Как можно понять и удостовериться, что это реализовано?
3. Согласен ли, готов ли ты побеседовать об этом с другой стороной?
4. Обратная связь.

Программа – 07

16

Занятие 2. Медиативный подход
1. Приветствие от ведущего/команды ведущих.
2. Приветствие ребят:
– Расскажите, как настроение.
– Расскажите о впечатлениях после прошлого занятия.
– Какие у вас ожидания от занятия?
3. Упражнение на сотрудничество. Гордиев узел.
Цель:
Тренировка сотрудничества и взаимопомощи.
Содержание:
Участники стоят в круге, вытянув руки вперед. Все медленно двигаются
вперед до середины круга, пока каждый из участников не ухватится каждой рукой
за руку другого участника и не будет ее крепко держать. Глаза открываются,
и все видят ужасный хаос. Узел распутывается, при этом ни одна из рук не расцепляется.
Это происходит с помощью вдумчивости, ловкости и интенсивной коммуникации.
В работе с детьми следует направлять их действия, пока все руки не распутаются.
Обсуждение по вопросам:
Как вам удалось ориентироваться в этой путанице? Кто взял на себя задачу
распутать этот узел: группа или отдельные участники? Как вы координировали
свои действия?
4. Медиативный подход.
Определение

медиативного

подхода.

Применение

медиативного

и восстановительного подхода и развитие медиации в образовательной организации.
Служба медиации, ее структура, цели и задачи.
5. Медиативная беседа.
Участникам предлагается ситуация для разбора:
Лиза и

Марк – влюбленная пара

класса,

причем

уже третий год.

У Лизы есть подруга Анна, с которой они дружат с детства. Но на последней
школьной дискотеке Анна долго танцевала с Марком, перешёптываясь и смеясь.
Лиза

очень

разозлилась,

произошел

скандал.

Лиза

при

всех

обвинила

Анну в намерении очаровать ее друга. Анна назвала Лизу глупой и ревнивой.
Лиза ушла в слезах, Марк помчался за ней. Они помирились, а вот конфликт
между Лизой и Анной продолжался. Теперь девочки собирают себе сторонников.
Программа – 07

17

Атмосфера в классе стала очень напряженной. Учителя жалуются на ухудшение
дисциплины и успеваемости.
Девочки согласились на медиативную беседу.
Проведение беседы на основе медиативного подхода по плану:
1. Вступительная речь – приглашение к беседе и обозначение условий.
Цель: установление контакта.
2. Заявления

сторон.

Расспросить

на

уровне

действий

и

фактов.

Цель: суть (контекст) спора, предмет спора.
Вопросы: Что случилось? Что произошло? Как ты видишь ситуацию?
Как это повлияло на тебя? Как это повлияло на него? На кого еще повлияла
эта ситуация?
3. Определение тем (отделение проблемы от человека). Общие вопросы
для обсуждения – какую проблему ты сейчас хотел бы обсудить? Что важно
обсудить в связи с тем, что (здесь) произошло (какие темы)? Записать
темы (проблемы) для обсуждения.
4. Прояснение интересов. С какой темы начнем? Кто первый (возможна
помощь медиатора в выборе – кто первый, лучше начинать с активного, более
пассивный может еще больше закрыться, начать нервничать)?
Техника: работа с интересами.
Вопросы: Почему важна тема? С чем это связано? Зачем? Для чего? Какой
ваш интерес? Почему это важно?
5. Выход на варианты решения. Обсуждение решений. Вопросы: Как можно
по-другому? Какой может быть выход? Как можно изменить ситуацию? Что можно
сделать по-другому? Какие есть варианты решения? Что еще можно предложить?
Их

оценка

по

разным

критериям:

реалистичность,

жизнеспособность,

взаимоприемлемость.
6. Выход на договоренности, проверка рисков, составление плана. Проверка
рисков – считаешь ли, что ситуация разрешилась? Насколько тебя устраивает
данное решение? Считаешь ли ты возможным исполнять данное решение? Может
ли кто-то (что-то) повлиять на исполнение решения?
Составление плана: Что ты в первую очередь сделаешь, для того чтобы
решение исполнялось? Что будет следующем шагом? И так далее. Как ты думаешь,
что обычно чувствуют люди, которые исполняют взятые на себя обязательства?

Программа – 07

18

Если ты будешь испытывать такие чувства, будет ли это для тебя показателем,
что Ваши решения исполняются (договоренности соблюдаются)? Если у тебя
не будет таких чувств, сможешь ли ты поговорить со мной, перед тем как предпринимать
какие-либо действия?
6. Обратная связь.
Занятие 3. Круг
1. Приветствие от ведущего / команды ведущих.
2. Приветствие ребят:
– Расскажите, как настроение.
– Расскажите о впечатлениях после прошлого занятия.
– Какие у вас ожидания от занятия?
3. Круг.
Знакомство с технологией Круга. Круг проводят по проблемной ситуации,
которую признают важной для себя все его участники. Заявить проблему может
конкретный человек или группа, и на ее обсуждение приглашаются те, кого так или иначе
затронула эта проблема, и те, кто заинтересован в ее решении. Участие
в Круге только добровольное. Результат Круга предполагает принятие участниками
ответственности, распределения ее в группе, а также составление совместного плана
действий по решению проблемы и его выполнение.
Перед участием в Круге может быть проведена предварительная встреча,
чтобы у участников было понимание цели проведения и готовность участвовать.
Правила Круга:
– уважать символ слова;
– говорить и слушать с уважением;
– оставаться в Круге до его завершения;
– соблюдать конфиденциальность.
Ведущий предлагает обсудить в Круге, что важно в общении друг с другом.
Ведущий пускает по кругу книгу/игрушку (как «символ слова») и просит каждого,
кто получает «символ слова», дать высказаться. А затем передать символ
следующему участнику.
Для

опоры

участникам

(выписываются на доску):
Программа – 07

предлагаются

следующие

вопросы

19

– Что важно в общении между людьми?
– Происходило/звучало ли сегодня что-то, что подтверждает эту важность?
– Что может ухудшить отношения между людьми?
– Было ли что-то сегодня, что не понравилось, причинило дискомфорт?
– Было
и

ли

бы

восстановительного

полезным

внедрение

и

применение

медиативного

подходов и идея использования медиации в школе?

Чем именно?
– Что могло бы помочь применению медиативного и восстановительного
подхода и что готовы делать вы для того, чтобы практика медиации прижилась
в школе? Готовы ли вы и хотели бы вы, чтобы подобные занятия проводились
на регулярной основе?
4. Обратная связь по занятию.
5. Опрос (итоговый контроль) по всем темам программы.
10. Условия реализации программы
Для

организации

образовательного

процесса

используются

различные

интерактивные формы занятий: дискуссия, деловые игры (разыгрывание ролей),
кейсы, инсценирование ситуаций.
Условия реализации:
Аудитория не менее 30 кв. м, столы и стулья или стулья с откидными
столиками.
Оборудование:
– компьютер и мультимедийная установка для воспроизведения видеофайлов;
– флипчарт.
11. Список литературы
1. Азбука медиации / сост. Шамликашвили Ц., Ташевский С. – Москва :
Межрегиональный центр управленческого и политического консультирования,
2011. – 64 с.
2. Баныкина С.В., Егоров В.К. Учимся толерантности: Методическое пособие
для проведения классных часов, бесед и тренинговых занятий с учащимися
7-11 классов. – Москва, 2007 – 125 с.
3. Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребенком. Как? – Москва : Астрель,
Программа – 07

20

2010. – 251 c.
4. Гордон Т. Курс эффективного преподавателя. Как раскрыть в школьниках
самое лучшее / Томас Гордон при участии Ноэля Берча. – Москва : Ломоносовъ,
2010. – 432 с.
5. Методические

рекомендации

по

развитию

сети

служб

медиации

(примирения) в образовательных организациях и в организациях для детей-сирот
и детей, оставшихся без попечения родителей / Подготовлены Минпросвещения
России и согласованы с Минюстом России. Протокол заседания Правительственной
комиссии от 25 сентября 2019 г. № 23 – 18 с.
6. Методические рекомендации по созданию служб медиации и интеграции
восстановительного подхода в специальных учебно-воспитательных учреждениях
для

детей

и

подростков открытого

или

закрытого

типа / М.В.

Быкова,

А.А. Винокуров, В.П. Графский, А.Х. Пачеко- Рейнага, А.А. Пентин. – Москва :
ФГБУ «ФИМ», 2019. – 48 с.
7. Прокофьева Н.И. Психологические аспекты ведения переговоров. – Москва : Феникс,
2012. – 147 c.
8. Стейнберг Лоуренс. Переходный возраст. Не упустите момент / пер. с англ.
Юлии Константиновой. – Москва : Манн, Иванов и Фербер, 2017. – 304 с.
9. Шамликашвили Ц.А. Основы медиации как процедуры урегулирования
споров. – Москва: Межрегиональный центр управленческого и политического
консультирования, 2013. – 128 с.

Программа – 07


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 11.03.2024.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону +7(30148)28 6 13

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».